Роборука... Манипулятор

На связи Евгений Николаевич Рычков, основатель сообщества разработчиков «Технофея», привет!

Итак, в середине 2017 года я всерьез задумался как только что завоевавший призвание в данной области Главный специалист по робототехнике из Кванториума Мосгормаш (победы детей и мои в конкурсах Шустрик, Инженерный старт (1 место), многочисленные награды)….

Задумался о том, а почему бы не открыть свои крубы робототехники? Немного истории: к 2018 году я преподавал сам и нанял преподавателей для проведения занятий в 6 местах по Москве. Имеено под эгидой Технофеи, все организовал сам, даже наборы (их в этих местах просто не было, однако я искал места, где есть компьютеры, на которых дети могут заниматься).

Точнее дело было даже в том, что я устал зависеть от полной отдачи Кванториуму, тогда как все больше возможностей было ездить на конференции, например, в 2018 году меня ждала Прага, я активно занималя научной работой. А до нее — пленарный мой доклад в Севастополе. Кванториум, если что, — это место, где одаренные дети учатся выполнять сложные проекты по робототехнике и презентовать на защите то, как они работают. Например, один мой ученик, Кирилл, делал на базе своего фотоаппарата и штатива к нему автомат для съемки панорам (по аналогии с тем устройством, которым пользуется компания Google). Он презентовал его мне на защите.

Я подумал и решил: надо же и денег зарабатывать больше, чем 600 рублей в час (если выручку за рабочий день разделить на 6-9 часов, это столько я работал, выходило именно столько), и времени свободного в дне оставлять по тому расписанию, которое удобно именно мне… Я все равно умел работать со всем оборудованием в лаборатории Кванториума, и подумал: я же могу что-то закупить сам, что-то разработать за «недорого», что-то купить в процессе.

В то время мне еще все стартапер Егор Трякшин хвалился про возможности Фаблаб Мисис. Но до того, как он начал хвалиться про его возможности, я успел сам поработать в различных ЦМИТах, так как было интересно. Например, Некст 2.0 на территории бывшего еще советского завода «Москвич», теперь это Технополис Москва. Еще одно мое злачное место на те времена — Цифровая земля на Курской.

В каждом ЦМИТ, кстати, свои «фишки». В Некст 2.0 собирали крупный заказ по сенсорным дисплеям, проект городских информационных стендов. В цеху постоянно кто-то работал над сборкой металлических каркассов, в которых внутри закладывался сам дисплей, затем шел емкостной сенсор, а сверху было защитное стекло. Процесс был крайне аккуратным, чтобы между собираемыми частями не оставалось зазоров, пыли и уж тем более крупных соринок.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Открывайте клубы робототехники там, где уже есть какие-то задатки проектной деятельности или производства. Попробуйте понять плюсы того, что есть именно в этом месте. Почему ученик должен получить знания от Вас именно здесь? Безопасно ли это для его здоровья и полезны ли будут особенности данного места (например, наличие производства)?

В ЦМИТе Некст 2.0 было действительно круто проводить занятия. Дети до и после занятий рассматривали сборочный цех, устройства. Занятия же проходили в нормальном кабинете тогда, когда работы в цеху не велись.

Однако, начал я дело с другой стороны: я пошел в школы и библиотеки. Мне сразу же предложили в библиотеке, что с набором помогут, надо лишь дать информацию и составить план занятий. В школе все ответили примерно также. И это не просто школа, а лицей при МГТУ им. Баумана, откуда Евгений Козьмин водил ко мне учеников в Кванториуме.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Не начинайте дело совсем с нуля, выбирайте те возможности, которые нужны Вам не в ущерб Вашему времени и целям, но подружитесь с теми, кто уже что-то умеет, у кого есть ресурсы. Их ресурсы, которые вы попробуете своими руками, помогут Вам принимать правильные решения. Лайфхак: эти ресурсы на время становятся вашими, ведь вы получаете их в свое пользование.

Например, сейчас я могу добавить, что на моем текущем месте работы в МСУ-1 у меня есть карта питания с лимитом 320 рублей в день, есть ноутбук, который мне выдали и на котором можно без ограничений работать в браузере по вечерам во внерабочее время. Эти ресурсы мне сейчас позволяют существенно экономить, хоть и кажется, что «можно же на BMV ездить и получить квартиру от завода»… Копейка рубль бережет, одно дело — долго мечтать, не замечая те ресурсы, которые здесь и сейчас есть рядом. Думая, что не надо соглашаться на меньшее. Другое дело, что можно начинать собирать ресурсы, которые доступны уже здесь и сейчас, быть благодарным за них, четко и твердо идти к тем ресурсам, о которых ты мечтаешь.

Тогда же ресурсы состояли в том, например, что я в одном клубе мог собрать робота для соревнований по прохождению лабиринта, а в другом — быстро повторить его и подготовить детей к соревнованиям. Я получил площадки, где можно бесплатно использовать лазерный гравер или 3D-принтер, деньги платить за это можно было для справедливости, но я часто и бесплатно соглашался поэкспериментировать на оборудовании…

Так я все больше тренировался в калибровке и настройке оборудования. Вроде как руководители площадок не были у меня в подчинении, но с ними сформировались взаимоуважительные отношения, и вроде как со стороны часто могло показаться, что они работают на меня и заранее настраивают оборудование к моему приходу, например. А, бывает, казалось, что я у них работаю… Однако то, что я делал в чужом клубе робототехнике за полгода, в своем я мог повторять за неделю. Мне помогали бесплатно искать детей, также как и я находил их сам и приводил в малоизвестный ЦМИТ.

Согласен, что существуют инструкции, которым можно доверять, но их же я все-равно в то время активно изучал и применял в своих целях. А то, что с Кванториума у меня и так накопилось много знаний, мне немного мешало находить правильные инструкции — в Интернете в то время было полно однотипных материалов для начинающих и продолжающих, но итоговую конструкцию робота, которая победит, мне в Интернете было сложно найти, я пришел ко всему сам…

Меня просили помочь с открытием робототехники в ЦЕХу на Курской, у людей был стартовый капитал более 2 млн рублей. Мы закупили реально крутое оборудование, нейрошлема, на которых мы проводили мастер-классы в Кванториуме с Алексеем Плетенцом и Евгением Плужником. Я считаю, что сделал все правильно, помогал и им вести занятия по робототехнике, но я почувствовал тогда всецело, каково это… Ведь тот же Лицей столько денег мне в то время не выделил. Я почувствовал, что учебный план с таким оборудованием получается в чем-то даже интереснее, чем в Кванториуме.

Дети не из Кванториума были, однако, совершенно разного уровня, что логично. Даже по психотипам. Один мечтает сделать электронику для Ламборгини, но ему нужен разработчик, который будет делать за него. Другой сидит и делает быстрее меня, что можно с ним реально делать великие дела. Но тут попадается и третий, которого «мать заставила», который хочет побеситься с тем, кто делает быстрее меня, но заинтересовался проектом с Ламборгини, хотя вдвоем они особо ничего сделать все также без дополнительного разработчика в команде не могут. Ну классика педагогики, которая в школе решается тем, что всех детей просто гребут под одну гребенку.

Да, разрабатывать такие платы, как от нашего EasyBot, первоначальный проект от которого достался мне еще в лаборатории в Испании, рановато. Мы даже не сработались во многих вещах и правильно, кажется, просто идти по учебному плану и каждое занятие то мигать светодиодом на светофоре, то заставить уже полностью готового робота, где надо было 3 детальки вместе собрать, двигаться и поворачивать. Но я также видел, что многие дети горели именно взрослыми проектами и хотели хотя бы понимать, как их сделать на пару со мной или с другими учениками.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Не ограничивайте фантазию детей, пробуйте собирать около себя реальных сильных профессионалов и учитывать на ходу обратную связь от детей, чтобы сделать что-то новое совместное. Так вы и детей лучше заинтересуете.

Дети, как я увидел еще давно, видят и блеск в глазах преподавателя, и равнодушие, и даже некоторую его линию жизни. Как Вы можете побеждать в конкурсах, если Вы туда не с первого же занятия рветесь победить, а в неуверенности показываете детям на презентации, что, возможно, когда-то они там почавствуют, а также вроде бы как есть надежда победить? Учитель должен вести за собой, четко понимать, как придем к той или иной цели. Как мне кажется.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Не торопитесь покупать много образовательных наборов своими силами и на свои средства. Помогите другим запустить процессы и повторите потом себе, если у Вас очень ограниченный бюджет.

Однако, когда я начал ездить по конференциям, я понял, что в Цехе вроде и все свои, но меня постоянно пытаются ограничить в чем-то… Оборудование может в любой момент перестать мне даваться для экспериментов, как и я сам могу быть заменен более дешевым специалистом по робототехнике.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Используйте нестандартные решения, при внедрении которых нужно думать головой.

Я мог закупить во все клубы постепенно наборы Лего… Но один ученик хотел сделать качественную мобильную платформу для Робофутбола. И я решил: а почему бы не помочь с этим, не сделать 10 таких роботов постепенно и не представить в очередном клубе, где я начинаю деятельность, в качестве образовательного набора на ближайшие полгода с учетом того, что также будут уроки с модулями и датчиками с алиэкспресс, где что-то светится, что-то загорается, что-то звучит и мотор двигается, выполняя лишь функцию для поворота флага на замке.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Ставьте обязательные результаты и цели, лучше именно планируйте победы на конкурсах и фестивалях, наметьте конкурсы, где вы с детьми должны победить или успешно принять участие.

Когда я понял, что у меня получилось собрать группы по 10 человек в библиотеке на Каховке, в в ФабЛаб Мисис, я начал поиск новых мест. Нашел возможность проводить занятия в ЦМИТе Цифровая Земля, в лицее при МГТУ им. Баумана. Как ни странно, на контакт школы шли с трудом, хотя я предлагал конкретную возможность, которая не так просто многим дается: победы в районных и на Всероссийских соревнованиях для начала. Мне ставили условия, которые уже давно не подходили под мой образ жизни: фиксированная ставка 300 рублей в час, необходимость работать в требуемое время в требуемом кабинете.

Я почувствовал, что дальше это приведет к выяснению отношений, если соглашусь, я много от чего отказывался. И оказался прав, ведь даже где были прозрачные, с первого взгляда, условия, на деле были потайные камни. Слава Богу, в библиотеке они оказались, наоборот, дисциплинирующими меня. В то время я мог себе позволить не прийти за 15 минут до начала урока, а задержаться минут на 10 и попросить сместить занятие родителей. Ведь я делал «великие дела» и обучал других специалистов. То, что мне стоило просто делегировать часть своей работы, я на время упустил из вида, это было моей ошибкой, пожалуй.

Однако в моих целях было делать относительно сложные проекты с детьми, обучая их и базовым вещам одновременно. Процесс это сравнительно дорогой и трудозатратный, но мы с некоторыми учениками собирали минибар на эффекте Пельтье, превращали манипулятор в реальный механизм для того, чтобы ложить сахар в чай с помощью компьютерного зрения, собирали весы, которые работают с помощью монетоприемника. Кстати, это был заказ взрослого человека, но к проекту подключились и дети.

С Александром мы выступили на Maker Faire с роборукой, кладущей сахар в чай. Как раз на Инженерном старте мы заняли первое место, работая в формате школ Робототехники.

Многие бы сказали: «нельзя детям давать сложное, когда они еще азов не знают». Но я напомню, что я получал педагогическое образование. Когда я слышу подобные высказывания, просто часто понимаю, что как раз таки с этими людьми надо сначала 2 дня общаться по поводу того, что они все правильно понимают. И еще недельки 2 показать им, чем стоит заняться дальше теперь, с учетом того, что они уже знают и умеют. Стажировки в лабораториях XLIM и CACYTMAR, боюсь, дали мне свой особый след, мне действительно было легко детям все объяснять. Хотя согласен, что это больше были фишки дополнительного образования, которые не вписывались в последовательность общего образования с учетом возможностей мировозрения и восприятия детей. Однако можно смотреть и наоборот: средняя школа сдерживает потенциал детей, в чем-то поучилось вместе с ними уйти от этих границ и пойти дальше!

Когда я понял, что я сам не вывожу все занятия, я стал искать студентов, которым можно делегировать работу. С МГТУ им. Баумана попался нормальный второкурсник Андрей. Так я и начал проводить занятия с педагогами. К сожалению, многим родителям такая смена не понравилась и они спрашивали, когда же я вернусь к детям лично. Педагог, однако, заменяется сложно, желательно….. Тем более, если студент еще не педагог, должны быть свои фишки, которыми он понравится детям и родителям.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Сразу обозначайте в очередном новом клубе робототехники, кто будет основным учителем для детей. Это как первая жена в гареме или первая бывшая жена мужчины (просто подобное я пережил лично со своими бывшими, самый близкий пример под рукой) — она всегда будет первым доминантом, примером, если уже показала превосходство.

Многие говорят, что они сильно вложились, а прибыль начали получать только спустя 2 года… Но именно поэтому не стоит необдуманно повторять их путь и просто вкладывать деньги в надежде, что чем больше вложишь, тем больше выстрелит проект.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Обязательно не замыкайтесь на себе и на узком круге соревнований. Не упускайте возможности посмотреть роботов на выставках и мероприятиях, даже если у вас «нет времени» и «нужно вести занятия в это время». Делегируйте другим обязанности, чтобы успевать больше.

Во время оценки проектов детей в рамках жюри в Шуваевском корпусе МГУ я встретил старого знакомого, который показал мне проект в области VR. Смысл был в том, что я до конца его понимал, но его слова мне придали уверенности, что так можно, и я могу взять похожий проект и разработать в течение месяца, так как на вопросы, которые мне мешали его осознать, он мне ответил.

Итоги, однако, впечатляют. Сколько я вложил в клубы сам? Много… много сил и эмоций. Но всего лишь около 70 тысяч собственных средств. И то своих первоначальных ушло тысяч 20, остальные уе вкладывались с прибыли. А ведь за окном был 2017 год! Результаты же оказались более впечатляющими — победы учеников на конкурсах, готовые прототипы и интерес детей к продолжению своего проекта. Ведь детям я тоже давал ценность не просто «научиться делать роботов», а «придумать и воплотить свою мечту по робототехники, заодно обучаясь тому, как делать роботов».

Я завершил с клубами где-то во второй половине 2019 года, когда понял, что надо более плотно взяться за науку и, при этом, мне здесь и сейчас нужно 200000 рублей в месяц, а не 70-130, тыс. Поэтому когда меня спрашивают, почему сейчас нельзя записаться в группы на занятия в Технофее — я отвечаю, что можно возродить все здесь и сейчас, хоть и конкуренты постоянно прокачиваются и придумывают способы заманить к себе и более пустыми знаниями, чем предлагались в моей школе. Например, могут красиво описать обычный процесс работы с Lego Mindstorms EV3. Но всегда есть что-то еще, что ты делаешь сегодня, есть те возможности, которые ты можешь упустить. И я обычно просто рассказываю о том, что сейчас очень много получаю в IT, по ночам лишь задумываясь, что некоторые мои знакомые робототехники-предприниматели, кто не остановился, вышли на 500 тыс. рублей в месяц на этом деле, собирая все больше и больше ресурсов вокруг себя именно за счет образовательной работотехники. Есть друзья, которым помогаю сегодня с их начинаниями.

Однако Вы можете всегда записаться ко мне на индивидуальные занятия по робототехнике в частном порядке, контакты есть в сообществе разработчиков «Технофея». Возродить ли школы именно Технофеи (там еще светилось название «Робофея»)? Возможно, скоро Вы о них снова услышите.

#робототехника #robo #программирование #разработка #электроника #IT

от Евгений Рычков

Основатель сообщества разработчиков Технофея, фулстек-программист, тим лидер, инженер 1 категории, в прошлом главный специалист по робототехнике в Кванториум Мосгормаш,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *